Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- демонстрировать понимание особенностей естественнонаучного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.
Внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, учебные занятия по естественнонаучной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы.
Педагоги 7 общеобразовательных организаций под руководством Янушенко Светланы Петровны, заведующего кафедрой естественно-географического и технологического образования, Саренко Галины Ивановны, доцента кафедры естественно-географического и технологического образования, Шевченко Вероники Петровны, методиста кафедры естественно-географического и технологического образования представили для обсуждения и презентовали разработки занятий внеурочной деятельности в рамках программ «Функциональная грамотность: учимся для жизни».
Ирха Павел Васильевич, учитель географии из БОУ г. Омска «Гимназия №76» представил свою технологическую карту занятия в 9 классе, в котором ученикам необходимо научиться интерпретировать данные, делать и обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления при решении заданий по теме «Сесть на астероид» и «Солнечные панели».
Затруднения у педагогов вызвали следующие моменты: формулирование планируемых результатов занятия, составление характеристики заданий, разработка системы их оценивания. В ходе совместного обсуждения были выявлены пути решения, обобщены результаты работы, получены рекомендации от сотрудников кафедры по доработке своих разработок для достижения конкретных образовательных результатов по ФГОС ООО.